Как следует из названия, полуприцеп является разновидностью прицепа. Принципиальную разницу составляет способ крепления к буксирующему устройству. Так, если прицеп при буксировке опирается только на собственные оси, опорой для всей передней части полуприцепа служит тягач.
Для сцепки задняя часть тягача оборудована особым седлом. Отсюда происходит и название таких тягачей – седельные. Полуприцеп же имеет шкворень, который заводится в седло и часть нагрузки полуприцепа переносится на тягач.
Полуприцепы различаются по особенностям конструкции кузовов и назначения. Различают следующие виды полуприцепов:
- Бортовые
- Изотермические
- Контейнеровозы
- Рефрижераторы
- Самосвалы
- Тентовые
- Тяжеловозы или тралы
- Цельнометаллические
- Шторные
- Шторно-бортовые
Наиболее популярными являются универсальные полуприцепы, которые можно использовать для перевозки самых разнообразных грузов. Но имеются и «узкопрофильные» полуприцепы, применяемые там, где универсалы бессильны. Они используются для перевозок:
- Тяжелой спецтехники. Это низкорамный полуприцеп с трапом для заезда техники. Грузоподъёмность таких платформ может доходить до 100 тонн.
- Сыпучих и порошковых материалов (цементовозы, муковозы, зерновозы и пр.). Бак такого полуприцепа имеет объём до 40 м³ и оборудован системой разгрузки под давлением.
- Скота. Такие фургоны оборудуются системами жизнеобеспечения для перевозимых животных. Это кондиционеры, душ, системы для кормления, поилки. Фургоны оборудованы трапами, по которым животных заводят внутрь.
- Автомобилей. Такие полуприцепы бывают, как открытого, так и закрытого типов и вмещают до 12 легковых автомашин.
- Бензина и других легковоспламеняющихся жидкостей. Они представляют собой цистерну из нержавеющей стали, объёмом до 40 м³.
- Бетонной смеси.
Полуприцепы разделяются также на две группы, представляющие европейский и американский типы.
- Европейские прицепы оборудованы тремя мостами, имеют барабанные тормоза – для стран с плохими дорогами и сложными климатическими условиями; или дисковые тормоза – для тех стран, где климат умеренный, а дороги хорошие. Часто, при движении порожняком, один или два моста могут быть подняты.
- Европейские полуприцепы часто оборудованы т.н. «палетным ящиком» на раме. Здесь дальнобойщики хранят запасные колёса и инвентарь.
- Европейский высокорамный полуприцеп имеет отбойники по бокам.
- Американские полуприцепы имеют по два или три моста, барабанные тормоза и их мосты не являются подъёмными.
Из-за отсутствия отбойников по бокам под американские полуприцепы чаще попадают легковые машины.
Рамы американских рефрижераторов довольно низкие. Это делается для увеличения объёма самого фургона.
Полуприцепы различаются также и по способам тентования.